ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ХУДЯКОВОЙ НАТАЛИИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ«ДЕТСКИЙ САД № 75» Г. САРАТОВ

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии мнемотехники «В гостях у Снежной Королевы» в старшей группе

Цель:обобщить и систематизировать знания детей, формировать лексико-грамматические компоненты речи по теме зима.

Задачи:

Обучающие:

- развитие умения работать с мнемотаблицами;

- закрепить знания и представления детей, о зиме, её признаках и приметах;

- уточнять, расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Зима»;

- совершенствовать грамматический строй речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ;

- закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес и связную речь;

- развивать внимание, наглядно-образное мышление, память;

- развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественным произведениям;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности,

доброжелательности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа:

- Формировать навыки согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода;

- формировать навыки словообразования существительных;

- формировать навыки словоизменения;

- формировать умения образования однокоренных слов;

- совершенствовать синтаксическую сторону речи.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие.

Демонстрационный материал: запись фрагментов мультфильма «Снежная Королева» - презентация, фото артикуляционной гимнастики, магнитная доска, мнемокарты примет зимы, мнемоквадраты, мнемотаблица на стихотворение В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока», мнемотаблица на тему «зима», волшебные часы, книга Г-Х Андерсона «Снежная Королева», зеркало из картона.

Предварительная работа: беседа о времени года, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

Используемые методы и приемы: рассматривание, беседа, художественное слово; сюрпризные моменты, физкультминутка, артикуляционная гимнастика, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я для вас принесла книгу, которую написал Ханс Кристиан Андерсен «Снежная Королева». (включаю запись «Вьюги» на ноутбуке 1 слайд).

- Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало!

(включается презентация, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь; эпизод мультфильма озвучивается текстом 2 слайд).

Снежная королева:

Я повелительница льда!

Да! Книгу вашу я взяла!

Как скучно мне… поэтому хочу… вас огорчить,

Меня герои сказки будут веселить!

Ах! Где ж они? Куда они пропали?

А может к вам на помощь в детский сад сбежали?

Тогда держитесь, нелегко придётся вам,

Я очень трудные задания приготовила для Вас!

Чтоб зеркало моё собрать,

Осколки нужно вам искать.

Когда осколки соберёте,

Тогда и книгу вы найдёте.

Воспитатель: Ребята, вы хотите вернуть книгу? Согласны встретится с персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы? (ответы детей).

Воспитатель: где же герои – наши помощники? Ребята, посмотрите на экран. Кто же это? (включает 3 слайд) – ответы детей.

– Правильно, да это же Герда! Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу! (эпизод мультфильма озвучивается текстом)

Герда: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.

Дети перемещаются на ковёр и образуют большой круг, выполняют артикуляционную гимнастику (фото артикуляционной гимнастики представлено на экране, дети повторяют гимнастику за воспитателем 4 слайд).

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, за наши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу (дети вставляют осколок в рамку от зеркала на магнитной доске).

Дети перемещаются к столам. На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом 5 слайд).

Ворон: Здррравствуйте дети! Загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте. Ворон загадывает загадку – 6 слайд.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима).

Воспитатель: Правильно! Молодцы, ребята! Посмотрите, какие часы нам подарил Ворон!

Дети работают по часам (часы – времена года).

Воспитатель: А какое сейчас время года?

– Какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей, перечисляют приметы зимы).

– А какие ещё времена года вы знаете? (ответы детей).

– А что бывает осенью? (ответы детей, идут дожди, птицы улетают в теплые края и т. д.).

– Какие признаки весны вы знаете? (ответы детей).

– А какие летние признаки вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Вы назвали мне много признаков. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам, приметы-символы, которые соответствуют времени года (дети прикрепляют приметы-символы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на волшебные часы. Проверьте глазками, правильно ли мы выполнили задание. (ответы детей)

Дети: Да! Всё верно! (на экране появляется Ворон 7 слайд).

Ворон: Вот осколок за старанье, в добрый путь, вам до свиданья!

Воспитатель: Ребята кто-то к нам идёт! (На экране появляется принцесса, эпизод мультфильма, озвученный текстом 8 слайд).

Принцесса: Здравствуйте, дети! Вы на карту посмотрите, стихотворение по ней вы сочините.

Воспитатель: Да! Трудное задание дала нам принцесса, но мы с ним обязательно справимся (работа по мнемотаблице – стихотворение Валентина Берестова «Мишка, мишка, лежебока!» (на экране появляется мнемотаблица 9 слайд).

Воспитатель: Дети, перед вам лежит мнемотаблица, вам нужно составить по ней стихотворение Валентина Берестова «Мишка, мишка, лежебока!» (дети с помощью воспитателя рассказывают стихотворение).

Воспитатель: Молодцы ребята! И с этим задание мы справились. А вот и ещё один осколок, который оставила нам принцесса (дети соединяют осколки).

Физкультминутка со Снеговиком (видео – на экране 10 слайд)

Воспитатель: Молодцы! За нашу работу снеговик дал нам ещё один осколок (дети вставляют осколок в зеркало).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран! К нам опять кто-то пожаловал

(на экране появляется Разбойница 11 слайд)

Разбойница:

Осколок вам могу отдать,

Когда начнёте сочинять,

Вы предложения о зиме,

О снеге, санках и катке.

Воспитатель: Дети, придется нам ещё с вами поработать и выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения с помощью мнемоквадратов.

(воспитатель показывает мнемосквадраты, на которых схематично изображены действия).

Воспитатель: Посмотрите, первый знак обозначает время года (на карточке нарисована буква З). Второй знак обозначает то, что бывает зимой (на следующих карточках нарисованы: снежинка, коньки, санки, снеговик, снежки, лыжи, ёлка, кормушка.

- Какие предложения можно составить по этим мнемоквадратам? Посмотрите на эти схемы и составьте предложения о зиме (дети составляют предложения с опорой на мнемоквадраты).

Зимой идет снег. Зимой можно кататься на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно лепит снежки. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы! Выполнили такое непростое задание Разбойницы.

Разбойница: Вот осколок, за старание, в добрый путь вам, до свиданья!

Воспитатель: Спасибо! А нам пора дальше (на экране появляется мудрый Олень 14 слайд).

Мудрый Олень:

Хочу помочь я вам,

Задание простое дам.

Я схему в помощь вам даю,

Потом осколок подарю.

Воспитатель: Ребята, всего лишь одного осколка нам не хватает, давайте выполним задание Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.

Воспитатель: Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима. Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ! (дети составляют рассказ о зиме по мнемосхеме)

(дети встают, вставляют последний осколок).

Появляется на экране Снежная Королева со словами:

«В пути вы зеркало собрали,

И чары мои все пропали».

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга!

– А кто нам помогал?

– Дети, а какие задания мы выполняли с вами?

– Что интересного было?

– Что вам больше всего запомнилось?

В конце занятия все ребята получают памятную медаль от Снежной Королевы.

Спасибо за занятие!

4 сентября 2022 в 14:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.